+

пʼятниця, 27 травня 2016 р.

Церковь должна призывать к справедливости, правде и не бросать свою паству на произвол судьбы, — патриарх Филарет

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет 14 мая отметит полувековой юбилей пребывания на киевской кафедре — в 1966-м его назначили архиепископом Киевским и Галицким. Духовный же сан он получил ещё при Сталине — в 1950 году. Сейчас главная цель Филарета — добиться признания УПЦ КП, поскольку для многих верующих Киевский патриархат всё ещё остаётся "церковью раскольников". На Всеправославном соборе, который состоится 16–17 июня этого года на греческом острове Крит и на который соберутся представители всех признанных поместных православных церквей, этот вопрос рассматривать не будут. Тем не менее в интервью Фокусу Патриарх Филарет утверждает, что в обозримой перспективе украинскую церковь всё же признают.
За столько десятилетий в украинском православии вы превратились в политика?
— Нет, я был и есть церковным деятелем. Но церковь влияет на общество и живёт в исторических условиях. Когда шла Вторая мировая вой­на, церковь должна была защищать свою родину от фашизма? Конечно. Это политика? С одной стороны, да, с другой — обязанность церкви защищать народ от врага. Как и сейчас: должна ли церковь оставаться в стороне, когда Россия совершает агрессию против Украины, отобрав Крым, вторгнувшись в Донбасс? Ни в коем случае! Она должна бороться и страдать вместе с народом.
То же касается и наших внутренних проблем — несправедливых судов, коррупции и т. д. Церковь должна на это реагировать, призывать к справедливости, правде и не бросать свою паству на произвол судьбы.
Вы пережили 11 правителей страны, сначала советских, потом уже независимой Украины. Когда церкви было легче и когда сложнее всего?
— Условия, конечно, были разные. В годы правления Сталина, уже после войны, для церкви наступили относительно хорошие времена. Хотя атеизм оставался государственной идеологией, но антирелигиозной борьбы не было, и церковь могла выполнять свою миссию. При Хрущёве начались гонения, но не такие, как в 20–30 годах, когда храмы уничтожали, а священников расстреливали или отправляли в Сибирь. При Брежневе и его преемниках ситуация начала улучшаться, но церковь всё равно находилась в сложных условиях.
Такой же свободы, как сейчас, не было, наверное, со времён княжеской Руси и Гетманщины. Церковь набирает силу. Одних лишь православных храмов за последние 25 лет построено более 3500. Подобных аналогов в мировой истории нет. И эти храмы наполнены прихожанами. Если взять Европу, то религиозность украинского населения можно сравнить разве что с Польшей или Испанией, она куда выше, чем в Нидерландах или Скандинавии, где Бога не отвергают, но Богом и не живут.
В ожидании автокефалии
Почему вопросы, связанные с Украинской православной церковью, не будут вынесены на Всеправославный собор?
— Этот собор готовился полстолетия. Его цель — засвидетельствовать единство православия, вынеся на обсуждение такие вопросы, по которым согласны все православные церкви. Второй вопрос — первенство Вселенского патриарха. Он первый среди равных по чести, но предусматривается, что именно он получит право созывать вселенские соборы и председательствовать на них.
А вот острые вопросы выносить на обсуждение не будут, например, о предоставлении автокефалии, которая волнует не только украинскую церковь, но и македонскую, черногорскую, американскую.
Вы видите перспективы получения автокефалии УПЦ?
— Кто бы ни создавал какие-то препятствия признанию автокефалии Украинской православной церкви, он своей цели не достигнет. Украинская церковь — большая, вторая после российской. А если подсчитать все восточные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, элладскую, кипрскую церковь и т. д., — все они вместе взятые меньше УПЦ Киевского патриархата в её нынешнем состоянии. И долго не признавать такую церковь не получится, это вредит всему православию. Когда я встречался с Константинопольским патриархом Варфоломеем, он заявил, что Украинская православная церковь имеет право на автокефалию после того, как Украина стала независимым государством. Но для этого, по его словам, требуется объединение Московского и Киевского патриархатов. Москва, зная об этом, всячески срывает диалог между двумя патриархатами, чтобы это разделение продолжалось.
alt
Насколько сильны позиции условно проукраинского крыла в УПЦ МП?
— Мы начали диалог с Московским патриархатом, когда его возглавлял митрополит Владимир, но Москва, увидев, что дело идёт к объединению, сорвала этот процесс. Но Бог, который благословил создание украинского государства, благословил и создание украинской автокефалии. Процесс объединения начался, но не сверху, а снизу. Сейчас многие верующие УПЦ МП переходят в УПЦ КП.
А духовенство не переходит из УПЦ МП в УПЦ КП?
— Нет. Они говорят, что мы неканоническая церковь, что мы раскольники. Они твердили 25 лет, что у нас нет благодати.
Когда Украинская православная церковь может получить автокефалию?
— Мы надеемся, что после Всеправославного собора этот вопрос будет решён. В обозримой перспективе мы должны получить томос об автокефалии (специальный указ предстоятеля поместной православной церкви по важному вопросу церковного устройства. — Фокус) от Вселенского патриарха, и это решение поддержат многие другие православные церкви. О сроках я не готов говорить, это могут быть месяцы, может, год-два, не так важно. Главное, что этот процесс не остановить.
Поддерживаете ли вы идею о запрете на территории Украины Московского патриархата?
— Когда мы получим автокефалию, тогда перед президентом и Верховной Радой поставим вопрос о перерегистрации уставов церковных общин, которые должны войти в состав автокефальной церкви. Безусловно, некоторые приходы не захотят этого делать, тогда они должны зарегистрироваться как представители Русской православной церкви в Украине, и мы ничего против этого не имеем, поскольку в нашей стране свобода вероисповедания. Но большинство приходов УПЦ МП перейдёт к нам, и вопрос об объединении будет исчерпан.
Россия сможет как-то этому противодействовать?
— Не сможет. Они могут прекратить молитвенное единение с Вселенским патриархом и другими церквями. Но в таком случае сама РПЦ останется в изоляции. И Украинская православная церковь со своими масштабами и влиянием тогда станет главной в православном мире.
Сейчас РПЦ во главе с патриархом Кириллом фактически превратилась в обслугу кремлёвской власти, занимаясь продвижением идеологии "русского мира". Эта ситуация как-то может измениться в обозримой перспективе?
— Действительно, всё так, как вы говорите. Но такая ситуация в России была всегда. Во времена империи церковь находилась ещё под большим контролем государства, чем сейчас, всех архиереев назначал император, ни о какой церковной свободе говорить не приходилось. И в нынешних условиях, которые в России создал Путин, ни о какой свободе церкви речи быть не может, тем более что многие архиереи там служат не Богу, не спасению людей, а державе и её правителю.
В Украине многие критиковали декларацию, изданную после недавней встречи Папы Римского Франциска с патриархом Кириллом, где нет ни слова о российской агрессии, а ситуация в Донбассе названа лишь "противостоянием". Почему, по вашему мнению, применили именно такие формулировки?
— Эта декларация вызвала критику не только в Украине, но и в России. Негоже непогрешимому понтифику говорить неправду о ситуации в Украине (на самом деле в католическом вероучении непогрешимость Папы Римского понимается не как его безгрешность, но исключительно как безошибочность в вопросах определения учения церкви; в остальном Папа Римский может ошибаться, в том числе и в вопросах ситуации в Донбассе. — Фокус). В таком случае лучше молчать. Греко-католики не одобрили декларацию ещё по одной причине: там фактически осуждается униатство как объединение православных с римо-католиками на условиях подчинения первых Папе Римскому. А в России, Молдове, Греции, других православных государствах верующие осуждают экуменизм как таковой. Одно дело добрые отношения между православным и католическим миром без вмешательства во внутренние дела друг друга, другое дело — когда предпринимаются попытки объединить православный и католический мир.
Без фарисейства
Спустя два с лишним года после победы Евромайдана очевидно, что Украина не добилась того прогресса, на который рассчитывали участники революции. Что наша власть делает не так?
— Нынешнее руководство страны сделало очень много, чтобы сохранить украинское государство, с этим нельзя не согласиться. В то же время коррупция — это враг ещё более страшный, чем Россия. Борьба с ней идёт медленно. Политические лидеры должны осознать, что, например, квотный принцип назначения министров — это неправильно, что подбирать министров надо сугубо по профессиональному принципу. А они этого не осознают, потому что идут во власть не ради служения народу, а ради служения себе.
alt
Многие политики любят выставлять напоказ свою религиозность, при этом живут явно не в соответствии с христианскими заповедями.
— Церковь не может поддерживать фарисейство не только среди политиков, но и в среде самого духовенства. Это грех. В то же время есть политики, которые редко приходят в церковь молиться, но делают это искренне. Например, наш президент — искренне верующий, я с ним общался много раз, могу об этом говорить. Он с семьёй приходит в Михайловский монастырь, чтобы помолиться, и делает это без привлечения лишнего внимания.
Молитвой, а не оружием
Священники Киевского патриархата проводят богослужения на оккупированной территории Донбасса?
— На этой территории разрешена только церковь Московского патриархата. Это не означает, что там нет наших священников, но им в основном приходится служить в подполье. Кое-где нам разрешают проводить службы, но при условии, что священники не будут критиковать сепаратистов и Россию. Тем, кто активно защищал Украину, пришлось выехать, потому что их внесли в "списки врагов". Например, архиепископ Донецкий и Мариупольский Сергий — первый в этом списке. Если он появится на оккупированной территории, его задержат.
Сколько ваших капелланов сейчас находится в зоне АТО?
— Мы посылаем приблизительно 60 священников со всех епархий в месяц, потом ротация — приезжают новые. Есть и те, кто находится на фронте постоянно, но таких немного.
Есть священники, которые решили сложить сан и пойти воевать?
— Мне о таких случаях неизвестно. Был один священник, который взял в руки оружие и стрелял, мы запретили ему вести службу, потому что для священнослужителя такие действия недопустимы.
Не нужно силы
Вы считаете справедливым то, что церковь теперь платит за природный газ почти в два раза меньше других потребителей? Зачем вам эта льгота?
— Это не совсем так. При расчёте цены газа для населения нужно считать не только объявленную цену, но и компенсацию, которую потребители получают. То есть реальная цена для населения с учётом компенсации будет ниже. Общая позиция религиозных организаций всегда состояла в том, чтобы плата за газ была на уровне платы для населения — и это не льгота, потому что религиозные организации не коммерческие предприятия, получающие от его использования прибыль. Религиозные общины существуют за счёт пожертвований, и если цена на газ будет поднята до уровня предприятий, то это бремя ляжет на тех же простых людей. Прихожане окажутся перед выбором: или жертвовать больше, или отказаться от отопления. Так что мы считаем справедливой для религиозных организаций ту же цену, которую реально платит простой народ.
Разрешение Киевскому патриархату служить в Софии Киевской вызвало большой резонанс, говорили, что это исторический памятник, а не место для богослужений. К тому же власть тем самым оказала УПЦ КП прямую преференцию.
— Софию построили не как музей, а как храм. А в храме должно происходить богослужение. В Европе многие церкви являются архитектурными памятниками, но там везде проходят службы. И правила ЮНЕСКО разрешают это.
Например, Киево-Печерская лавра — тоже памятник ЮНЕСКО, но богослужения там проводят (УПЦ Московского патриархата. — Фокус). Почему с Софией Киевской должно быть по-другому? Тем более мы ставили вопрос о проведении богослужений в "Тёплой Софии" (храм с южной стороны Софийского собора. Именуется также Малой Софией. — Фокус) ещё в 1993 году. Тогда был подписан договор, но потом пришёл новый президент, на том всё и закончилось. Так что это давняя история, и мы рады, что она завершилась.
Да и кому было передавать "Тёплую Софию"? Московскому патриархату?! А греко-католики там никогда не служили. Так что всё справедливо.
Вы не поддерживаете идею выселения УПЦ МП из Лавры?
— Возможность выселить УПЦ МП оттуда была и есть. Но мы не хотим так делать. Тем самым мы сыграем на руку Кремлю, который прилагает все усилия, чтобы рассорить украинцев изнутри. Не стоит давать Путину очередной повод "защищать православие" и вмешиваться в наши дела. Но со временем и Киево-Печерская, и Почаевская лавры будут принадлежать украинской церкви, но уже автокефальной.
Церква.info
за матеріалами журналу Фокус

ПАСХАЛЬНЕ ПОСЛАННЯ СВЯТІЙШОГО ПАТРІАРХА ФІЛАРЕТА

ПАСХАЛЬНЕ ПОСЛАННЯ ЄПИСКОПА ВАРСОНОФІЯ

Рекомендована публікація

ЗАПРОШУЄМО ДО СПІЛЬНОГО СЛУЖІННЯ БОГУ ТА ГРОМАДІ!

Найкраще на сайті: